Перезагрузка

Женский журнал | Перезагрузи себя!

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Август 2019
 

Опрос

Пользуетесь ли вы противовозрастной косметикой?
Да, регулярно
0%
Пользуюсь по необходимости
0%
Пользуюсь, но нечасто
0%
Не пользуюсь
0%
Всего голосов: 0

Интересно

Различные высыпания на лице, будь то прыщики, угревые точки или жировики – малоприятное явление. Всем нам знакома ситуация, когда утром в зеркале накануне ва...

Вы здесь

С чего началась история эстетической хирургии?

Сандер Л. Джилмен: В древности операции на теле почти всегда имели религиозную подоплеку. Медицина тоже была тесно связана с ритуальными процедурами. Вот, к примеру, обрезание и татуировка - это полноценные косметические операции, но по происхождению своему - мистические обряды. Но самое позднее в эпоху Возрождения медицина освобождается от влияния религии и превращается в своего рода технологию. Однако поначалу имели место серьезные конфликты между медициной и церковью, не разрешавшей врачам использовать свои «ноу-хау». Например, были разработаны методики изменения формы носа, однако они не применялись: церковь считала их «богопротивными».

Однако именно с операций на носе - около 1600 года - и началась, по-видимому, история косметической хирургии. Отчего в этом случае не подействовал запрет?

Сандер Л. Джилмен: Из-за эпидемий сифилиса в Европе. Одним из следствий и симптомов сифилиса является разрушение носовой перегородки. А так как болезнь привычно ассоциировалась с половой распущенностью, грех несчастных оказывался буквально «выжжен» на их лицах. Разумеется, они пытались избавиться от клейма.

Вообще, болезнь и здоровье трактовались тогда как моральные категории. Человек очевидно больной считался не просто некрасивым, но и безнравственным, ущербным. Красота же ассоциировалась и со здоровьем, и с нравственным достоинством. Кстати, эти представления не то что бы исчезли в наше время - подспудно и в смягченном виде они все еще бытуют.

В эпоху Возрождения духовные власти, разумеется, были не готовы разрешить косметическое вмешательство во внешность сифилитиков. Однако с тех пор всегда проводилось четкое разделение между хирургическими (в том числе и пластическими) операциями, необходимыми с функционально-физиологической точки зрения, и «ненужными», необязательными, сделанными по прихоти пациента, не вполне довольного собственным внешним видом.

Итак, косметическая хирургия пробила себе дорогу. К какому времени вы относите эту победу?

Сандер Л. Джилмен: К XIX веку. После того как эпоха Просвещения заново определила отношение к плоти. Кроме того, были открыты анестезия и антисептическая обработка, то есть стали возможны безболезненные операции, почти свободные от риска инфекционного заражения. И наконец, влияние на косметическую хирургию оказало обострившееся в те времена расовое расслоение - между черными и белыми, евреями и неевреями. Как известно, в середине XVIII века общественные науки оказались вынуждены заняться исследованием вопроса о социальной справедливости. Чтобы внятно объяснить обществу, почему один человек - раб, а другой - господин. В первую очередь на «помощь» приходил внешний облик.

Отличить черного от белого легко. А, скажем, как быть с евреями? Ведь многие из них уже не носили специфической одежды, стриглись по тогдашней моде и имели вполне буржуазные профессии. Вот антропологи и заговорили в начале XIX века о «еврейском» носе.

По своеобразной аналогии с сифилитическим носом?

Сандер Л. Джилмен: Вот именно. В сущности, уже тогда всем было ясно, что подобные расовые модели вздорны. Если бы все семиты и впрямь обладали иной пластической структурой внешности, то тем же нацистам впоследствии не понадобилось бы нашивать на их одежду желтые звезды. В большей степени антропологически узнаваемы светлокожие мулаты. И кстати, после Гражданской войны в США они вовсю принялись оперировать свои характерные плоские носы, чтобы больше походить на чистокровных европеоидов. То же самое происходило и много позже - во времена апартеида в Южной Африке. Даже некоторые немецкие евреи в конце XIX века уменьшали свои носы - из откровенной социальной перестраховки. Речь шла не о красоте, а о карьере.

А как на такие операции смотрело общество?

Сандер Л. Джилмен: Первые пластические хирурги и косметологи современного типа приступили к практике примерно между 1890 годом и первой мировой войной. Благодаря им некоторые смогли в одночасье переступать преграды между классами и даже расами. Для тогдашних благопристойных воззрений это был настоящий скандал. Подобные операции, как правило, оставались тайной.

Неужели врачи, люди с определенным положением в обществе, шли на такой риск?

Сандер Л. Джилмен: Первую современную операцию по уменьшению носа провел Жак Жозеф - еврейский врач из Берлина, несомненный гений. Он оперировал нос изнутри так, что не оставалось шрамов, и снаружи потом вообще ничего обнаружить было нельзя. Вообще, большинство первых косметических хирургов Европы и Америки принадлежали к ущемленным в чем-либо группам: тут чернокожие, эмигранты... На такой риск шли только, когда нечего было терять. Ведь все вокруг считали, что врач не имеет права оперировать здорового в медицинском отношении человека. Иначе он нарушает клятву Гиппократа.

И как же хирурги справлялись с этой ситуацией?

Сандер Л. Джилмен: Они ввели в обиход термин «психическое здоровье». И объявили, что, изменяя параметры тела, способны объективно оказывать благотворное влияние на состояние организма человека, подняв его душевный тонус. Так, Жак Жозеф утверждал: если плоть выглядит больной и уродливой, заболевает и душа. Тому, кто мучается из-за своего внешнего вида, пластическая операция доставит облегчение и долгожданное умиротворение. Получается истинный прорыв в медицине ...

Рейтинг: 
0
No votes yet

Женский журнал © 2018